Утопическое государство индийского врача Вагбхаты

Мужской Журнал
Разнообразные утопии и их опровержения – от «Левиафана» Гоббса до «эстетического государства» Шиллера – будоражили умы многих современников, правда, так и не воплотившись в реальности. Однако, малоизвестной остается попытка создания такого общества, предпринятая врачом Вагбхатой, на основе законов традиционной индийской медицины – аюрведы.



Говоря о контексте появления уникального царства медицины в VI веке н. э., нельзя не отметить то особое значение, которым наделялось лекарское знание. В течение нескольких веков в Индии предпринимались существенные попытки сделать медицину общедоступной и популярной, пропагандируя самые простые правила поведения и вводя их в повседневную практику. Так, по обеим сторонам улиц власти высаживали лечебные травы, чтобы любой желающий мог ими воспользоваться и самостоятельно излечить свои болезни. А для тех, кто страдал слишком сильно, было создано множество больниц, в которых еще до новой эры успешно совершались сложнейшие хирургические операции. Сама хирургия уходит корнями в трактаты древнего аюрведического врача Сушруты, который совершал инструментальные вмешательства в тело человека за 150 лет до рождения легендарного Гиппократа. В 184 главах его учебника по медицине перечислены более 1000 примеров операций, в том числе травм и болезней, связанных с процессами старения и различными психическими заболеваниями.

В годы правления известного правителя-мецената Ашоки (273 — 232 гг. до н. э.) стали повсеместно применяться меры по сохранению общественного здоровья. Так, одним из указов мудрого царя стало распоряжение иметь на каждых 500 жителей как минимум одного врача, одного ветеринара (при создании соответствующей ветеринарной лечебницы) и одну аптеку. Во времена Ашоки официально предписывалось культивировать лекарственные растения, озеленять дороги, сооружать колодцы. Для улучшения судопроизводства и восстановления истины в спорных прецедентах начали проводить вскрытия в случаях, когда причина смерти вызывала сомнения. Путешествующий по Индии китайский исследователь Фа Сянь написал о существовании там бесплатных больниц, функционирующих за счет пожертвований граждан. Мировая слава индийской аюрведы распространилась еще больше, когда в 326 году до н. э. Александр Македонский захватил северную Индию и на себе понял всю силу древнего знания, успешно вылечившись от отравления. Как отмечает переводчик и комментатор древних аюрведических трактатов И. И. Ветров, это был первый задокументированный контакт индийской и греческой культур.

Врач Вагбхата преимущественно известен как автор классического аюрведического трактата «Аштанга Хридайя Самхита», являющегося фактически наиболее полной компиляцией всех написанных до этого медицинских трудов. Сам будущий великий доктор родился в Синдхе (ныне одна из четырех провинций Пакистана) в семье потомственных лекарей — вайдъев. Люди этой профессии изучили и описали около 7 тысяч различных растений, данные о которых сохранились в древних трактатах. Они знали не только их состав, но и действие, когда и в каком месте их нужно собирать, в какую лунную фазу, в какие сезоны, как правильно их готовить и сочетать. Одним из базовых принципов считался тот факт, что если вы возьмете пять растений и будете в процессе приготовления соединять их в различной последовательности, то в итоге получите пять разных соединений, пять видов лекарств. Так, вайдъи могли воздействовать с помощью многообразных лечебных форм на разные болезни. Кстати, в аюрведической медицине до сих используются полезные свойства минералов и металлов, в том числе и ртути (которую западная медицина считает ядовитой), проходящей от 10 до 15 стадий очистки, до появления особого целебного субстрата.

Юный Вагбхата был отдан на обучение к известному аюрведическому врачу Авалоките, под руководством которого изучал философию, астрологию, фитотерапию и натуропатию. Авалокита, происходящий из брахманской семьи, но исповедовавший буддизм и старавшийся ни в чем не придерживаться жестких ограничений и привязанностей, сильно повлиял на формирование мировоззрения своего ученика. Однажды, когда Вагбхата уже был практикующим врачом, тяжело заболела дочь правителя Синдха. Многие известные целители пытались ей помочь, но не преуспели — принцессе становилось все хуже. Проведя тщательную диагностику, Вагбхата установил симптомы довольно редкой болезни и немедленно приступил к лечению. В течение двух недель пациентка встала на ноги, а успешный доктор получил в награду часть синдхской империи.

Так начался расцвет деятельности Вагбхаты, ставшего правителем собственного небольшого государства, со столицей в городе Махаджанху (в 50 км от современного Хайдарабада). Само название поселения просвещенных лекарей, вероятно, соотносилось с образами махаджан, последователей Вишну и проповедников принципов дхармы. С этого момента Вагбхата получает почетный титул «раджариши» — король-мудрец или царь-философ. Махаджанху вскоре становится центром изучения аюрведы, куда стекаются многочисленные ученики Вагбхаты, которые переписали все известные рецепты медицины, затем собранные в библиотеке Хайдарабада (к сожалению, почти все эти труды погибли во время пожара в период мусульманского нашествия в XIII веке). Тысячи студентов обучались тут аюрведе, для чего в Махаджанху были приглашены лучшие целители и ученые Северной Индии. Как пишет один из исследователей биографии древнего врача, Вагбхата фактически создал «уникальное, единственное известное в истории аюрведическое государство», которое просуществовало около сорока лет. После вторжения саков Махаджанху был разрушен, а сам Вагбхата бежал в город Уджайну, где жил прославленный поэт и драматург Калидаса, автор знаменитой драмы «Шакунтала».

Имя Вагбхаты связано также со знаменитым Наландским университетом в древнем жреческом городе Паталипутре, обучаться в который съезжались студенты со всех стран мира. В этом университете Вагбхата провел шесть или семь лет, именно тут начав записывать свой знаменитый труд «Аштанга Хридайя Самхиту». Эту работу он закончил в Керале, на Малабарском берегу юго-западной Индии, где врач провел последние годы жизни. Уникальный трактат приобрел такую популярность, что его заучивали наизусть не только представители лекарских династий, но и желающие постичь тайны аюрведы из других брахманских семей. Кстати, эта традиция до сих пор существует в Керале, а труды Вагбхаты тут популярнее, чем в любой другой части Индии.

© Дилетант
0 комментариев