Почему Москву называют третьим Римом
«Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать» писал старец Филофей великому князю Московскому Василию III в 1523-1524 гг.
Первый Рим – столица Римской империи, которая в 313 году первой провозгласила христианство государственной религией. Он казался незыблемым, но пал под напором воинственных вестготов.
Тогда центр христианского мира переместился в Восточную Римскую империю, в Константинополь, который продержался почти тысячу лет, но в итоге был захвачен турками-османами в 1453 году, что означало конец Византийской империи.
Семья Фомы Палеолога, брата последнего византийского императора Константина XI Палеолога спустя какое-то время оказалась в Риме при дворе папы римского Сикста IV. И в 1469 году новый папа Павел II предложил сочетать браком племянницу последнего византийского императора Софью и великого князя Московского Ивана III. Очевидно, что глава Ватикана рассчитывал таким образом усилить влияние римско-католической церкви на территории Руси.
В 1472 году, после долгих переговоров, Московский великий князь и византийская принцесса обвенчались в Успенском соборе Московского Кремля.
Женитьба Ивана III, «собирателя земли русской» несомненно повысила престиж достаточно молодого Московского государства и позволила впоследствии оформиться идее «Москва – третий Рим».
Таким образом, московский великий князь становился в глазах общества законным преемником двух великих христианских империй и хранителем чистоты православной веры.
Первый Рим – столица Римской империи, которая в 313 году первой провозгласила христианство государственной религией. Он казался незыблемым, но пал под напором воинственных вестготов.
Тогда центр христианского мира переместился в Восточную Римскую империю, в Константинополь, который продержался почти тысячу лет, но в итоге был захвачен турками-османами в 1453 году, что означало конец Византийской империи.
Семья Фомы Палеолога, брата последнего византийского императора Константина XI Палеолога спустя какое-то время оказалась в Риме при дворе папы римского Сикста IV. И в 1469 году новый папа Павел II предложил сочетать браком племянницу последнего византийского императора Софью и великого князя Московского Ивана III. Очевидно, что глава Ватикана рассчитывал таким образом усилить влияние римско-католической церкви на территории Руси.
В 1472 году, после долгих переговоров, Московский великий князь и византийская принцесса обвенчались в Успенском соборе Московского Кремля.
Женитьба Ивана III, «собирателя земли русской» несомненно повысила престиж достаточно молодого Московского государства и позволила впоследствии оформиться идее «Москва – третий Рим».
Таким образом, московский великий князь становился в глазах общества законным преемником двух великих христианских империй и хранителем чистоты православной веры.