Армия древней Индии

История
Традиция вооруженных сил, по определению и по назначению, представляет собой неотъемлемую часть индийской цивилизации. Общепринятой ошибкой, предрассудком, граничащим с недомыслием, является стремление превратить этот фактор развития цивилизации в упрощенную кастовую характеристику. Боевые действия, личная доблесть и правила поведения в военных условиях никогда не были атрибутами одной единственной касты.

Армия древней Индии

“Шакти”, как концепция силы, ее обожествление в качестве богини и поклонение ей, – также не являлась уделом одной касты. Кроме того, на всем протяжении истории Индии, от древнейших времен до современности, вооружение было атрибутом всех каст и классов. Ношение личного оружия было своего рода этикетом, почти принадлежностью убранства, и эта традиция великолепным образом донесена до двадцатого века, оставаясь характерной не только для сикхов. Разоружение Индии, процесс навязанный имперской Британией после 1857 года, было не столько способом умиротворения, сколько средством достижения монополии Великобритании на обладание и использование оружия.

В бессмертном эпическом произведении “Рамаяне”, в которой рассказывается о борьбе добра со злом, Рамы и Раваны, проиллюстрирована именно эта точка зрения: поскольку Равана был брахманом (из касты жрецов), его искусство владения оружием воспитывалось на протяжении веков. Подобным же образом в другом великом эпическом сказании, “Махабхарате”, ведется рассказ о грандиозной войне, в которой за оружие берутся представители различных каст. В Средние века в великом раджпутском царстве Мевар все касты наравне, плечом к плечу сражались с нашествием Моголов – кшатрии, брахманы, вайшья и шудры. Вот почему на гербе Мевара две фигуры – раджпута и бхила (в современной терминологии далит или адиваси, – распрямившись во весь рост, поддерживают щит этого древнего государства.

Традиционная военная система была подвергнута разделению на так называемые секции, армия, по крайней мере на первоначальном этапе, была охарактеризована британскими властями для упрощения как состоящая из “военных классов” Индии. Хотя в реальности подобных классов никогда не существовало – все пласты индийского общества за определенным исключением, как уже объяснялось, соблюдают традицию ношения оружия, веру в Шакти, и на протяжении веков проявляли личную доблесть и в высшей степени развитое чувство чести.

Такие принципы, как ненанесение удара поверженному врагу, прекращение боя с закатом солнца, прощение потерпевших поражение, вовлечение в бой только армий ведущих войну, а не все население, как это происходит в нынешней “тотальной войне” или, что еще хуже, “взаимно обеспеченные разрушения”, – были непременными принципами, принимаемыми всем обществом в целом. Коварство, а также использование дезинформациии и шпионов были, тем не менее, весьма важной частью этой всеобъемлющей стратегической культуры, хотя в действительности не считались компонентами ведения войны как таковой.

Имеются описания древних сражений, как в уже упомянутых выше эпических формах, так и в частично жизнеописательных царских эдиктах и на юбилейных каменных колоннах, которые разбросаны по стране. Описания этих героических событий сохраняются в сказаниях и песнопениях благодаря устной традиции. Проникновенные и волнующие сказания о героях старых времен представляют собой наследие страны. В сельском индийском обществе эти баллады и сказания до совсем недавнего времени (а точнее – до зари телевизионного века) превращались порой в длившиеся всю ночь представления, сопровождавшиеся танцами и драматическим действом. Представление эпической баллады “Рамлила” длится целую неделю, также как и представление в танцевальной форме в Керале под названием “Каткали”, где, к слову, до сих пор практикуется древнее боевое искусство калариппаят. Считается, что именно оно породило современное карате.

В сфере производства орудии войны, вплоть до прихода англичан и начала преднамеренного свертывания большинства местных ремесел британскими властями, в производство качественной стали, техники литья, производство мечей, ножей и даже пушек Индия в значительной степени превосходила достижения, которыми хвасталась Европа. Считалось, что Индия не могла соревноваться с ней в искусстве и ремеслах, и даже архитектуре, и значительно отставала в технологии вооружений. Это не соответствует истине. Вместе с другими ремеслами это великое индийское мастерство было уничтожено, особенно в период британского господства. Совершенно очевидно, что преднамеренное охаивание великолепного муслина, производившегося в Дакке, делалось ради того, чтобы процветали ткацкие фабрики Ланкашира. Однако не многие могли оценить неизбежные последствия разоружения Индии в период после 1857 года: это было уничтожение индийских профессиональных мастеров по изготовлению оружия. Вот что говорит об этом Филип Месон в книге “Дело чести”:

Если настоятельно попросить, любой англичанин, знающий Индию, признается, что встречал индийцев, чья личная храбрость не имела бы сравнения ни с чем в мире. Это же относится к умению обращаться с оружием. Все птенцы позднего викторианства были наслышаны о Саладине, который потряс Ричарда I Английского, подбрасывая шелковую подушку и разрубая ее на две части своей кривой саблей, еще в воздухе – упражнение совершенно невозможное для крестоносца с прямым мечом с двумя рукоятками. Традиция была продолжена в Индии, где всадник в поздний могольский период проводил многие часы в изнурительных тренировках: выписывая на лошади восьмерки до тех пор, пока лошадь не наклонялась под таким углом, что всадник мог поднять пистолет с земли. Индийские мечи были наточены настолько лучше, чем находившихся на вооружении у британцев, что английские солдаты временами спешивались и захватывали оружие своих противников; индийцы укрепляли свой организм регулярными тренировками, боролись друг с другом, а также сгибали стальные луки, что развивало мускулатуру груди, предплечья и пальцев. Многие писатели восемнадцатого века считали, что индийский воин, как в искусстве управления конем, так и владения оружием не имел равных, а в личной храбрости были наравне с британским. 1

Нам предстоит задержаться в древней Индии немного дольше. Наиболее подробное и самое раннее описание боевых действий в этот период посвящено завоеванию Индии Александром Македонским. Для нас весьма важно обратить внимание на детали сражений и расположения войск, о которых мы узнаем из старинных летописей. Они повествуют, например, что когда греки вторглись в территории к западу от реки Инд, они столкнулись с войсками местных правителей, даже не с армиями главного индийского правителя этого периода Чандратупты, которые произвели на них огромное впечатление, поскольку “были гораздо искуснее в делах войны”, чем воины, с которыми им приходилось сталкиваться до этого. На восточном берегу против них выступил Порос, которого греки называют Пурос, гигантского сложения и царской осанки, который после поражения, на вопрос победившего его Александра, как с ним (Поросом) поступить, произнес слова, которые можно найти в любом индийском школьном учебнике: “Так, как царь поступает с другим царем”. Вскоре после этого войска Александра взбунтовались, и он повернул домой. Однако сообщение об армии Пороса представляют собой первые подробные описания боевых формирований древней Индии.

Существовало компактное соединение, состоявшее из двухсот боевых слонов в центре, с колесницами, кавалерией и пехотой. Оно заняло удобную оборонительную позицию на левом берегу Хида..... [Инда], и Александр не мог пересечь его перед лицом такого заслона. После нескольких дней неудачных вылазок в различных местах, он оставил основные силы армии демонстрировать намерение форсировать реку, а один отряд из 11 000 лучших воинов совершил бросок на север, форсировал реку, а затем передвинулся на левый фланг. Порос вынужден был переместить линию фронта, чтобы встретить удар, однако его силы в четыре раза превосходили армию Александра. План сражения был очень прост: Александр вынудил противника растянуть линию фронта, и как только это случилось, направил свою кавалерию против широко растянутых вражеских войск и нанес сокрушительный удар по флангу и тылу Пороса. Слоны стали неуправляемы, Порос был серьезно ранен, получив не менее девяти стрел, а индийские потери, как сообщается, составили три четверти всего их состава.2

Буквально через два десятилетия, в 303 году до н.э., когда Селевк Никатор, попытался повторить подобное, он был наголову разбит Чандратуптой Маурьей в развернувшемся масштабном сражении, в котором слоны также составляли решающую силу. Эта победа, наряду с трактатом его придворного советника Каутильи по ведению военных действий (два полновесных тома), определила характер структуры индийских вооруженных сил на многие столетия вперед, оставаясь практически неизменными даже после первых завоеваний мусульман в VII веке н.э. Перемены наступили только после нашествия Бабура и позднее, после прихода англичан.

Думается, было бы полезно заглянуть в созданный Каутильей трактат о войне, военных подразделениях и классической организации войск в древней Индии.

Каутилья уделяет огромное место войне.

Главнокомандующему [советует он] нужно по генеральному инспектору по каждому из четырех направлений – слонам, колесницам, кавалерии и пехоте; действия каждого из этих родов войск описываются в зависимости от обстоятельств и принадлежности к странам, в которых они могут быть наиболее полезны, причем имеются определенные наставления по роду необходимой для них подготовки.

В этот период колесница начинают выходить из употребления. Известный греческий командующий кавалерии Ксенофон произвел революцию в использовании лошадей в войне, что произошло благодаря изобретению ножного стремени. Всадники теперь могли подняться, метать копье или наносить удар, а также передвигаться более быстро, чем колесница. Итак, в результате, они устарели.

Однако слоны по-прежнему играют важную роль: они устрашают противника, представляют ударную силу при атаке, а также сердцевину защиты. Они подобны не только танкам, но и саперам, так как помогают форсировать реки и осуществлять земляные работы; они прокладывают дороги и строят лагеря. Они прокладывают путь в недоступные места, гасят огонь и наводят ужас на врагов.

...Что весьма знаменательно, перечисление функций слонов в любой армии занимают в переводе целую страницу убористого текста, тогда как функции пехоты занимают всего одну строчку: “Во все времена нести на себе все оружие во всех местах и сражаться”. Таковы обязанности пеших воинов.3

Задачи пехоты, кажется не претерпели больших перемен за прошедшие двадцать пять веков.

Империя Чандрагупты была в высшей степени эффективной, и как полагают, большая часть армии оплачивалась напрямую государством, что, разумеется, более надежно, чем войско, сформированное союзниками и вассалами. Однако это не было характерно. Для индийской армии было надежнее иметь свободно действующие группировки различных командующих, преследующих собственную выгоду.
0 комментариев