Смертельно опасная Дорога жизни
22 ноября 1941 года из Осиновца на восточный берег Ладожского озера по льду вышла автоколонна из 60 грузовиков командира 389-го автотранспортного батальона капитана Порчунова.
Загрузив около 70 тонн продовольствия для голодающего Ленинграда на автомашины и прицеплённые сани, автоколонна вернулась на западный берег. Эту дату принято считать началом эксплуатации ледовой дороги жизни, хотя первый груз из 63 тонн муки был переправлен по льду Ладожского озера ещё в ночь с 20 на 21 ноября конно-санным обозом.
Если в ноябре по ледовой трассе доставлялось около 100 тонн грузов в сутки, к концу декабря объёмы выросли до 1000 тонн. По озерному льду с ноября 1941-го по апрель 1943 года в осаждённый Ленинград была доставлена 361 000 тонн грузов, в том числе 262 000 тонн продовольствия, а из города был эвакуировано более 550 тысяч человек, и даже переправлялись на «большую землю» произведённые на ленинградских заводах танки. Зимой 1942–1943 годов ледовая дорога также эксплуатировалась: по ней было перевезено 206 000 тонн грузов в Ленинград и Шлиссельбург, а также 133 000 человек в Ленинград и 89 000 из него.
Водители и механики, разведчики ледовой обстановки и регулировщики ежедневно подвергались опасности, рискуя уйти под лёд или стать жертвами артиллерийских или авиационных ударов противника.