Социальная политика первых римских императоров
В империи не существовало экономических и социальных программ, однако она несла огромные расходы на строительство общественных зданий и дорог, на гражданские ритуалы, такие как жертвоприношения, игры и пиры, на артистов, атлетов и преподавателей, на чеканку монеты и обеспечение регулярных поставок основных продуктов питания для городского населения, — словом, на создание и поддержание того, что мы называем римской цивилизацией.
В провинциях и Италии эти расходы обычно ложились на местную аристократию, которая в эпоху Ранней империи, как правило, не возражала против этого бремени — в обмен на престиж, укреплявший ее власть. В самом Риме Август учредил сенаторские комиссии по надзору за общественными зданиями и сооружениями, а также возродил жреческие коллегии, и тем не менее аристократам запрещалось проявлять инициативу из опасения, чтобы они не стали соперниками императора в сфере благотворительности.
В определенных случаях сенаторы еще могли устраивать игры, но за все главные общественные здания и сооружения, за крупные праздники и снабжение населения зерном теперь отвечал император. Начиная с Августа императоры время от времени проводили подобные мероприятия и в других городах Италии и провинций, используя, например, такую тактику, как финансирование строительства через посредство своих родственников, а также перенаправление императорских налогов или освобождение от них местных советов в целях содействия муниципальным проектам.
Помимо этой государственной благотворительности, которую можно расценить как обязательную, от всех богатых и выдающихся людей империи подданные ожидали также ситуативной щедрости, а более всего — от самого богатого и выдающегося человека — императора. Он выражал свою дружбу и доверие, раздавая придворным поместья и другие «бонусы» в денежной и имущественной форме. Особые заслуги соответствующим образом вознаграждались, будь то крупная сумма для влиятельного вольноотпущенника либо несколько монет для уличного поэта.
Порой император прощал городу часть налогов просто в знак своего расположения; Нерон мог освободить от налогов даже целую провинцию. Желая потешить свое тщеславие и продемонстрировать превосходство, император иной раз бросал римской толпе жетоны, дававшие право получить от него подарки-сюрпризы, которыми могли стать наличные деньги и всевозможные вещи. Нереально составить полное представление о масштабах императорских дарений, да никто и не пытался. «Нет ничего, чего нельзя было бы обрести от моих щедрот», — сказал Нерон. Поскольку такие «спонтанные» дарения неизменно ожидались от императора, как и от местных магистратов (хоть и в меньших масштабах), их следует относить к государственным расходам.
Стоимость всей этой благотворительности — как обязательной, так и спонтанной — подсчитать невозможно. Важнее ее соотношение с военными расходами. Например, сообщается, что при императоре Клавдии для осушения Фуцинского озера понадобилось более одиннадцати лет и 30 тыс. человек (хотя, возможно, имеется в виду 30 тыс. человеко-дней); предварительная же оценка затрат на строительство нового порта в Остии оказалась столь велика, что архитекторы ожидали угасания энтузиазма Клавдия в отношении этого сооружения.
Параллельно император осуществлял и другие строительные проекты, устраивал роскошные представления, иногда проводил раздачи. Сообщается, что вольноотпущенники Паллант и Нарцисс скопили на пару сумму, равную полутора годовым военным бюджетам. По-видимому, Клавдий ежегодно тратил в Риме и его предместьях — и непременно наличными — столько же, сколько составлял расчетный фонд военных расходов, и это при том, что на практике значительная часть затрат на армию была условной, поскольку их покрывали поставки натурой.
Если учесть также невоенные расходы за пределами Рима и его предместий, то весьма вероятно, что в данный период военные расходы, будучи самой крупной постоянной статьей в бюджете империи, составляли в среднем менее половины всех затрат империи. Утверждения более поздних римских авторов о том, что высокое налогообложение было оправдано необходимостью содержать войска, занятые поддержанием мира, ощутимо попахивают пропагандой.
Источник: «Кэмбриджская история древнего мира», т. X, ч. I, гл. VIII. М.: Ладомир, 2018.
В провинциях и Италии эти расходы обычно ложились на местную аристократию, которая в эпоху Ранней империи, как правило, не возражала против этого бремени — в обмен на престиж, укреплявший ее власть. В самом Риме Август учредил сенаторские комиссии по надзору за общественными зданиями и сооружениями, а также возродил жреческие коллегии, и тем не менее аристократам запрещалось проявлять инициативу из опасения, чтобы они не стали соперниками императора в сфере благотворительности.
В определенных случаях сенаторы еще могли устраивать игры, но за все главные общественные здания и сооружения, за крупные праздники и снабжение населения зерном теперь отвечал император. Начиная с Августа императоры время от времени проводили подобные мероприятия и в других городах Италии и провинций, используя, например, такую тактику, как финансирование строительства через посредство своих родственников, а также перенаправление императорских налогов или освобождение от них местных советов в целях содействия муниципальным проектам.
Помимо этой государственной благотворительности, которую можно расценить как обязательную, от всех богатых и выдающихся людей империи подданные ожидали также ситуативной щедрости, а более всего — от самого богатого и выдающегося человека — императора. Он выражал свою дружбу и доверие, раздавая придворным поместья и другие «бонусы» в денежной и имущественной форме. Особые заслуги соответствующим образом вознаграждались, будь то крупная сумма для влиятельного вольноотпущенника либо несколько монет для уличного поэта.
Порой император прощал городу часть налогов просто в знак своего расположения; Нерон мог освободить от налогов даже целую провинцию. Желая потешить свое тщеславие и продемонстрировать превосходство, император иной раз бросал римской толпе жетоны, дававшие право получить от него подарки-сюрпризы, которыми могли стать наличные деньги и всевозможные вещи. Нереально составить полное представление о масштабах императорских дарений, да никто и не пытался. «Нет ничего, чего нельзя было бы обрести от моих щедрот», — сказал Нерон. Поскольку такие «спонтанные» дарения неизменно ожидались от императора, как и от местных магистратов (хоть и в меньших масштабах), их следует относить к государственным расходам.
Стоимость всей этой благотворительности — как обязательной, так и спонтанной — подсчитать невозможно. Важнее ее соотношение с военными расходами. Например, сообщается, что при императоре Клавдии для осушения Фуцинского озера понадобилось более одиннадцати лет и 30 тыс. человек (хотя, возможно, имеется в виду 30 тыс. человеко-дней); предварительная же оценка затрат на строительство нового порта в Остии оказалась столь велика, что архитекторы ожидали угасания энтузиазма Клавдия в отношении этого сооружения.
Параллельно император осуществлял и другие строительные проекты, устраивал роскошные представления, иногда проводил раздачи. Сообщается, что вольноотпущенники Паллант и Нарцисс скопили на пару сумму, равную полутора годовым военным бюджетам. По-видимому, Клавдий ежегодно тратил в Риме и его предместьях — и непременно наличными — столько же, сколько составлял расчетный фонд военных расходов, и это при том, что на практике значительная часть затрат на армию была условной, поскольку их покрывали поставки натурой.
Если учесть также невоенные расходы за пределами Рима и его предместий, то весьма вероятно, что в данный период военные расходы, будучи самой крупной постоянной статьей в бюджете империи, составляли в среднем менее половины всех затрат империи. Утверждения более поздних римских авторов о том, что высокое налогообложение было оправдано необходимостью содержать войска, занятые поддержанием мира, ощутимо попахивают пропагандой.
Источник: «Кэмбриджская история древнего мира», т. X, ч. I, гл. VIII. М.: Ладомир, 2018.