Исторические фотографии Макса Альперта

Мужской Журнал
Одним из крупнейших советских фотомастеров ХХ столетия был Макс Владимирович Альперт. Еще до революции учился на фотографа в Одессе. В 1919 году вступил в Красную армию, а после окончания Гражданской войны переехал в Москву, где стал работать фотокорреспондентом в «Рабочей газете».

Танки на Параде Победы. 24 июня 1945 г.



Население города Моравская Острава приветствует советских танкистов. 1945 г.



Жители польского города Ченстохова встречают освободителей — советских солдат, едущих на самоходках СУ-76. Слева в кадре — брошенный или подбитый немецкий танк «Тигр» (Pz.Kpfw. VI «Tiger I»).



Советские бойцы сбивают фашистскую свастику с входа на территорию завода им.Войкова в освобожденном городе Керчи. 1944 г.



После боя. Расстрелявший немецкую танковую колонну советский танк КВ-1C (скоростной) и его погибший танкист. Воронежский фронт.



Советская пехота при поддержке танков Т-34 ведет бой на Львовском направлении.



Советская пехота при поддержке танков Т-34 ведет бой на Львовском направлении.



Бой за населенный пункт, 1944 год



Пулемётный взвод поддерживает огнём наступающих



На фронте



Юрий Гагарин и Герман Титов, 1961 год



Ван Клиберн — американский пианист, первый победитель Международного конкурса имени Чайковского.1958 г.



Возвращение А.М.Горького из Италии, 1928 год



Сталин, 1936 год



Празднование победы в Москве, 1945 год



Рабочие читают газету «Правда», 1963 год.



Строители Большого Ферганского канала, 1939



Стройка канала, 1939 год



Советские бойцы преодолевают горную местность. Чехословакия. 1945 г.



Солдаты ведут разведку в плавнях Кубани на надувных резиновых камерах, 1943 год



Советские бойцы выбивают немцев из западной части станицы Крымской.



Советские бойцы выбивают немцев из западной части станицы Крымской.



Батарея старшего лейтенанта А. Кузнецова — ведет огонь с позиции в заснеженных Карпатских горах. Первые два орудия — трофейные немецкие гаубицы 10.5-cm le. FH 18, за ними — советские 76-мм пушки ЗИС-3.



Переправа советских танков Т-34 и артиллерии вброд через небольшую реку.



Мирные жители общаются с советскими бойцами и командирами на улице освобожденного Кракова.



Не менее пронзителен и снимок убитого мальчика с мёртвым голубем в руке. Этот кадр Макс Альперт сделал

28 ноября 1941-го в Ростове-на-Дону, когда фашистов удалось в первый раз выбить из города. Мальчик на снимке — 16-летний пионер Витя Черевичкин. Его в тот день казнили фашисты за то, что он не только не подчинился приказу и не уничтожил своих голубей, но и с их помощью сигнализировал нашим войскам.

Сестра героя Анна вспоминала, как после взятия города группа офицеров пришла выразить соболезнования и поблагодарить за сына маму Фёклу Васильевну Черевичкину — отец Иван Алексеевич и старший брат героя Александр были на фронте, брат погиб через год. Фашисты схватили Виктора после того, как он подбросил у штаба нескольких голубей в тот момент, когда в небе пролетал советский самолёт. Найденным у него голубям оторвали головы, самого парня после долгих пыток и избиений расстреляли. Того голубя, которого он держал в руке, нашли у него за пазухой, видимо, прятал до самого расстрела, в последний миг хотел выпустить, но не успел. Это фото было одним из документов СССР, представленных на Нюрнбергском процессе.

Сколько таких эмоциональных снимков сделал Макс Альперт за годы войны! В 1943-м, после Курской битвы, освобождения от фашистов Курской, Белгородской и Орловской областей, первых победных салютов в Орле и Белгороде, он сделал серию фото о возвращении беженцев в родные места.

«В родное село» — снимок с таким названием сделан в Орловской области: женщины с детьми бредут по разбитой военной дороге домой, точно не зная, сохранилось ли хоть что-то от их дома. Но главное — они выжили и, может, повезёт, дождутся с фронта мужей и отцов.



Расчет советского 82-мм батальонного миномета обр. 1941 г. (БМ-41) сержанта С.Л. Карас на огневой позиции в Карпатах.



Советские солдаты бегут по ходу сообщения во время боя.



Горнострелковое подразделение лейтенанта Ковалева выполняет задачу по доставке боеприпасов на передовую, используя в качестве транспорта — домашних ослов. Крым, апрель 1944 года.



Советская конная разведка в горах Кавказа.



Советские пехотинцы ведут оборонительный бой в предгорьях Кавказа.



В минуты отдыха



Парад победы 24 июня 1945 года



Красноармеец обстреливает из пулемета ДП-27 дорогу, по которой движется противник в Карпатских горах.



Крестьянки освобожденного села в Прикарпатье разговаривают с советскими танкистами у танка Т-34. Фото было сделано 12 июля рядом с селом «Хорошее» (село «Хорошее» Славяносербского района Луганской области) между реками Лугань и Лозовая, на участке, где держал оборону 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии, ведя упорные кровопролитные оборонительные бои с превосходящими силами противника.



Советские бойцы с пулеметом «Максим» ведут огонь у разрушенного моста через реку Висла в боях за освобождение Кракова.



Кратковременный отдых после очередного сражения на Белорусском фронте. 1944 г.



«Мне как военному корреспонденту, работнику “Красной звезды” немало пришлось находиться в самых различных обстоятельствах на фронтах Великой Отечественной войны рядом с военным фотокорреспондентом ТАСС Максом Альпертом. Его военные снимки бесчисленны и хорошо известны. Но мне доставляет радость лишний раз засвидетельствовать, что многие из этих снимков делались в трудной и опасной обстановке, и для того, чтобы, не отступая, выполнять там, на фронте, свой долг, этот человек неизменно проявлял свойственное ему спокойное и молчаливое мужество», – писал о фотографе Константин Симонов.



Беженцы, Орловская область, 1943 год



«Комбат» — знаменитая фотография времён Великой Отечественной войны, сделанная советским фотографом Максом Альпертом. На фотографии изображён командир, поднимающий солдат в атаку с пистолетом ТТ в руке, за несколько секунд до гибели. «Комбат» — одно из самых ярких и выразительных фото времен Великой Отечественной войны. Длительное время, несмотря на то, что снимок был знаменит и популярен, были известны только история его создания и название, данное ему фотографом. Личность изображённого на ней человека долгое время оставалась неизвестной.

Снимок был сделан 12 июля 1942 года на Луганщине (тогда — Ворошиловградская область), на участке военных действий, в которых принимал участие 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии, где в те дни Красная Армия вела упорные кровопролитные оборонительные бои с превосходящими силами противника. Снимок был сделан на поле боя около села Хорошее (сейчас село Хорошее Славяносербского района Луганской области) между реками Лугань и Лозовая.

Фотограф занял позицию в окопчике чуть впереди линии обороны. В этот момент началась атака немцев, прошёл авианалёт и начался артобстрел. Альперт увидел поднявшегося командира и сразу его сфотографировал. В тот же самый момент осколок разбил объектив фотоаппарата. Корреспондент посчитал, что плёнка погибла и кадр утрачен безвозвратно. Возясь с разбитым аппаратом в своем окопчике, он некоторое время не следил за обстановкой, но услышал, как по цепи передали: «Комбата убили». Имя и должность командира остались автору неизвестны, но услышанное дало впоследствии повод назвать снимок именно так.

0 комментариев