Шахматный автомат
В 1769-м году в Вене был продемонстрирован первый механический аппарат, играющий в шахматы. Он представлял из себя выполненную в натуральную величину восковую фигуру, одетую в экзотический турецкий наряд, «турка», сидящего за деревянным ящиком (размером 1,2×0,6×0,9 м.) с шахматной доской на верхней крышке.
Перед началом демонстрации дверцы ящика раскрывались, и при помощи свечи публике показывался сложный механизм с различными узлами и деталями. Затем дверцы закрывались, механизм заводился ключом и начиналась игра.
Вольфган фон Кемпелен, гениальный изобретатель и конструктор этого аппарата, неплохо заработал на его публичных демонстрациях. В 1770—1773 годах он гастролировал с ним в Вене и Пожоне, в 1783—1784 — в Париже, Лондоне, Берлине, Лейпциге, Дрездене и других городах.
После смерти Кемпелена (1804) автомат стал достоянием австрийского механика И. Мельцеля (1772—1838). В 1809 году в Шёрбрунне автомат имел честь играть против Наполеона. Мельцель демонстрировал «турка» во многих европейских странах, а 1826—1838 годах — в Америке.
Автомат играл успешно, выигрывая большинство партий.
Множество учёных ломали голову над принципом работы «турка», и лишь через 50 лет разоблачили обман — под столом скрывался живой оператор машины.
Система зеркал, расставленных под соответствующими углами, и маскирующими перегородками прекрасно скрывали сидящего внутри игрока. После каждых двадцати ходов, конструктор лично заводил машину, давая, таким образом, спрятанному шахматисту некоторый резерв времени для анализа создавшейся на шахматной доске ситуации.
Гениальность фон Кемпелена состояла в том, что он смог не только скрыть этого человека, но и сделать весьма сложный механизм управления рукой «турка». При своём ходе невидимый шахматист передвигал рычаг, заставляя руку «турка» опускаться над заданной точкой доски.
В руке манекена находились гибкие тросики, которые управлялись движением пальцев шахматиста. Вращая втулку на конце рычага, шахматист брал фигуру, переносил её на нужное поле, разжимал пальцы и возвращал руку в исходное положение.
Современные инженеры по робототехнике с удовольствием ознакомились бы с этим аппаратом, если бы не пожар в Китайском музее Филадельфии, в котором он и сгорел, унеся с собой тайну сложнейшего механизма.
Перед началом демонстрации дверцы ящика раскрывались, и при помощи свечи публике показывался сложный механизм с различными узлами и деталями. Затем дверцы закрывались, механизм заводился ключом и начиналась игра.
Вольфган фон Кемпелен, гениальный изобретатель и конструктор этого аппарата, неплохо заработал на его публичных демонстрациях. В 1770—1773 годах он гастролировал с ним в Вене и Пожоне, в 1783—1784 — в Париже, Лондоне, Берлине, Лейпциге, Дрездене и других городах.
После смерти Кемпелена (1804) автомат стал достоянием австрийского механика И. Мельцеля (1772—1838). В 1809 году в Шёрбрунне автомат имел честь играть против Наполеона. Мельцель демонстрировал «турка» во многих европейских странах, а 1826—1838 годах — в Америке.
Автомат играл успешно, выигрывая большинство партий.
Множество учёных ломали голову над принципом работы «турка», и лишь через 50 лет разоблачили обман — под столом скрывался живой оператор машины.
Система зеркал, расставленных под соответствующими углами, и маскирующими перегородками прекрасно скрывали сидящего внутри игрока. После каждых двадцати ходов, конструктор лично заводил машину, давая, таким образом, спрятанному шахматисту некоторый резерв времени для анализа создавшейся на шахматной доске ситуации.
Гениальность фон Кемпелена состояла в том, что он смог не только скрыть этого человека, но и сделать весьма сложный механизм управления рукой «турка». При своём ходе невидимый шахматист передвигал рычаг, заставляя руку «турка» опускаться над заданной точкой доски.
В руке манекена находились гибкие тросики, которые управлялись движением пальцев шахматиста. Вращая втулку на конце рычага, шахматист брал фигуру, переносил её на нужное поле, разжимал пальцы и возвращал руку в исходное положение.
Современные инженеры по робототехнике с удовольствием ознакомились бы с этим аппаратом, если бы не пожар в Китайском музее Филадельфии, в котором он и сгорел, унеся с собой тайну сложнейшего механизма.