Эффект ложной уникальности

Мужской Журнал
Эффект ложной уникальности (false uniqueness effect) — психологический феномен, заключающийся в тенденции индивида недооценивать распространённость среди других индивидов способностей и желательного или приносящего успех поведения, характерных для него.



Эффект является когнитивным искажением, то есть систематической ошибкой мышления в силу определённых обстоятельств. Например, если для индивида характерно уступать место в метро пожилым людям (социально желательное поведение), то он будет склонен недооценивать количество других индивидов, уступающих место в метро.

Такое искажённое восприятие распространённости своих положительных качеств позволяет индивиду более позитивно оценивать образ Я, поднимая, таким образом, свою самооценку. Индивиды более комфортно ощущают себя, если чувствуют свою уникальность.

Предполагается, что это следствие склонности индивидов чаще приписывать себе положительные качества, нежели отрицательные.

Чем более индивидуализировано поведение, тем охотнее индивид переоценивает его распространённость.

По своей сути эффект ложной уникальности противоположен эффекту ложного консенсуса. То есть, если индивид склонен переедать на ночь, то ему кажется, что так поступают многие люди (ложный консенсус), тогда как его привычка принимать контрастный душ по утрам будет казаться ему не очень распространённой среди других людей (ложная уникальность). Оба эффекта имеют влияние на воспринимаемый человеком образ себя, на его самооценку. В соответствии с этими эффектами индивиды более склонны расценивать наши отрицательные качества как норму, а положительные — как исключение.

Эффект ложной уникальности, эффект ложного консенсуса, а также ряд других эффектов являются частью такого феномена в социальной психологии, как «предрасположение в пользу своего Я». Данный феномен заключается в склонности индивида благосклонно относиться к себе.
0 комментариев