Упадок цивилизации
Упадок цивилизации (социальный коллапс) — последний этап существования, через который, по Тойнби, проходит каждая цивилизация (общество). Характеризуется дезинтеграцией базовых институтов, на которых основано функционирование данного общества. Изучением механизма распада общества занимаются социология, политология, история и смежные дисциплины.
Едва ли не самым масштабным примером внезапного упадка может служить катастрофа бронзового века: примерно за один век практически все государства Восточного Средиземноморья, отличавшиеся самым высоким для своего времени уровнем экономики и культуры, с отлаженными торговыми связями и дипломатическими отношениями, прекратили своё существование, причём в некоторых из них исчезла даже письменность. О причинах и глубине упадка в науке идут затяжные споры.
Упадок может иметь резкий и по видимости спонтанный характер, как в случае гибели Ассирии, падения цивилизации майя и распада СССР, а может принимать форму постепенного снижения уровня культуры и разложения социальных институтов, как в случае падения Римской империи, которое растянулось на несколько столетий.
Причины, которые способствуют уничтожению общества изнутри, подразделяются на социальные, экономические, культурные, экологические, причём, как правило, имеет место их сочетание. К распаду общества предрасполагают перенаселение и истощение почв (иных природных ресурсов), в совокупности образующие мальтузианскую катастрофу. Непосредственным поводом коллапса в истории часто становились стихийные бедствия (цунами, землетрясение, резкое изменение климата) или вторжения внешних врагов.
Широкое внимание к механизмам социального коллапса привлёк бестселлер Джареда Даймонда «Коллапс: почему одни общества выживают, а другие умирают» (2005), в котором он рассматривает данную проблему на примере упадка общества Острова Пасхи.
Едва ли не самым масштабным примером внезапного упадка может служить катастрофа бронзового века: примерно за один век практически все государства Восточного Средиземноморья, отличавшиеся самым высоким для своего времени уровнем экономики и культуры, с отлаженными торговыми связями и дипломатическими отношениями, прекратили своё существование, причём в некоторых из них исчезла даже письменность. О причинах и глубине упадка в науке идут затяжные споры.
Упадок может иметь резкий и по видимости спонтанный характер, как в случае гибели Ассирии, падения цивилизации майя и распада СССР, а может принимать форму постепенного снижения уровня культуры и разложения социальных институтов, как в случае падения Римской империи, которое растянулось на несколько столетий.
Причины, которые способствуют уничтожению общества изнутри, подразделяются на социальные, экономические, культурные, экологические, причём, как правило, имеет место их сочетание. К распаду общества предрасполагают перенаселение и истощение почв (иных природных ресурсов), в совокупности образующие мальтузианскую катастрофу. Непосредственным поводом коллапса в истории часто становились стихийные бедствия (цунами, землетрясение, резкое изменение климата) или вторжения внешних врагов.
Широкое внимание к механизмам социального коллапса привлёк бестселлер Джареда Даймонда «Коллапс: почему одни общества выживают, а другие умирают» (2005), в котором он рассматривает данную проблему на примере упадка общества Острова Пасхи.