Особенности царской охоты на Руси
Соколиная охота на Руси была известна еще в IX веке. Причем, ловчие соколы ценились очень высоко. Например, во время монгольского ига, часть дани русские князья выплачивали Орде соколами. Хорошая птица приравнивалась по стоимости к трем породистым скакунам.
Наивысшего расцвета соколиная охота в нашей стране достигла во времена правления царя Алексея Михайловича. Будучи большим любителем и знатоком этого вида охоты, Алексей Михайлович написал даже «Урядник сокольничья пути» — книгу с подробным описанием правил соколиной охоты. Сам царь знал каждую свою ловчую птицу и лично присваивал имена.
Михаил Федорович Романов, огорченный тем, что на царской псарне не было хороших охотничьих собак, отправил в 1619 году гонцов на русский Север с поручением отбирать лучших псов для царской охоты. Гонцам была выдана специальная грамота, которая предписывала местным властям всячески содействовать данному мероприятию.
Александр Второй предпочитал медвежью охоту. Причем, на этого могучего зверя он ходил не с ружьем, а с рогатиной. Первого медведя юный Александр добыл таким способом в 19 лет. Такой способ охоты был очень рискованным, несмотря на то, что Александра Николаевича страховали стрелки.
В 1872 году одна из «царских забав» едва не закончилась трагедией: раненый медведь бросился на императора и только меткий выстрел егеря И. В. Иванова спас монарху жизнь. Для Иванова была изготовлена специальная медаль с надписью «Благодарю». Рогатины, с которыми Александр Второй ходил на медведей, до настоящего времени сохранились в Гатчинском арсенале.
Для Александра Третьего в Беловежской пуще был построен целый охотничий дворец. Именно в это время с Кавказа сюда завезли зубров. Здесь сложилась традиция – охотник, который убивал первого и последнего оленя за сезон, обязан был выпить залпом бутылку шампанского, которую наливали в специальный рог.
Страстным охотником был и последний российский император – Николай Второй. В «Журнале императорской охоты» вели тщательный подсчет добытых трофеев. Так с 1886 по 1909 гг. Николай лично застрелил 104 зубра. Это не удивительно, организацией императорской охоты занималась особая придворная служба. Английский посол Д. Бьюкенен вспоминал, что во время совместной охоты Николай лично застрелил за один день 1400 фазанов.