Рускеала
Горный парк «Рускеала» — туристический комплекс, расположенный в Сортавальском районе Республики Карелия. Основой комплекса является объект культурного наследия, памятник истории — заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер. Расположен вблизи посёлка Рускеала в 30 километрах к северу от города Сортавала, на берегу реки Тохмайоки.
Протяжённость карьера с севера на юг составляет 460 метров, ширина — до 100 метров. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров. Прозрачность воды достигает 15-18 метров.
Стены старого карьера пронизаны целой системой подземных выработок — штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Большая часть выработок после Великой Отечественной войны оказались затоплены; откачать воду не представляется возможным. Общая протяжённость горных выработок составляет несколько километров. Сохранилось здание заводоуправления, сложенное из небольших мраморных блоков, и часть печей для обжига извести.
Каменоломни, обнаруженные пастором-краеведом, членом Вольного экономического общества Самуилом Алопеусом, начали разрабатываться в 1765 году, в начале правления Екатерины II. Первыми разработками руководил «каменных дел подмастерье» Андрей Пилюгин, которого консультировали итальянские специалисты.
На месторождении было заложено 5 карьеров, на которых с помощью бурения и закладки пороховых зарядов добывался мрамор 4-х цветов — пепельно-серого, серо-зеленого, белого с серыми прожилками и бело-сине-серого. На добыче камня было занято до 500 человек местного населения.
Мрамор Рускеалы использовался в сооружении значимых зданий Санкт-Петербурга и дворцовых пригородов. Им облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также в середине XX века — подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская».
За время сооружения Исаакиевского собора, в 1818—1858 годах, мраморные разработки неоднократно посещал архитектор Огюст Монферран. В 1846 году, после постройки вододействующего пильного и шлифовального завода и организации производства извести из осколков мрамора, количество рабочих, занятых на ломках, достигло 800 человек.
В 1939—1947 годах карьер не действовал. Производство на мраморно-известковом заводе было возобновлено в 1947 году и действовало до начала 1990-х годов. Производилась добыча мрамора в блоках в небольшом количестве, а также мрамора для производства извести, декоративной крошки, известковой муки и щебня разных фракций.
В 1998 году главный карьер мраморных ломок принят на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия.
В 1999 году главный карьер мраморных ломок включен в международный туристский маршрут «Голубая дорога».
Протяжённость карьера с севера на юг составляет 460 метров, ширина — до 100 метров. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров. Прозрачность воды достигает 15-18 метров.
Стены старого карьера пронизаны целой системой подземных выработок — штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Большая часть выработок после Великой Отечественной войны оказались затоплены; откачать воду не представляется возможным. Общая протяжённость горных выработок составляет несколько километров. Сохранилось здание заводоуправления, сложенное из небольших мраморных блоков, и часть печей для обжига извести.
Каменоломни, обнаруженные пастором-краеведом, членом Вольного экономического общества Самуилом Алопеусом, начали разрабатываться в 1765 году, в начале правления Екатерины II. Первыми разработками руководил «каменных дел подмастерье» Андрей Пилюгин, которого консультировали итальянские специалисты.
На месторождении было заложено 5 карьеров, на которых с помощью бурения и закладки пороховых зарядов добывался мрамор 4-х цветов — пепельно-серого, серо-зеленого, белого с серыми прожилками и бело-сине-серого. На добыче камня было занято до 500 человек местного населения.
Мрамор Рускеалы использовался в сооружении значимых зданий Санкт-Петербурга и дворцовых пригородов. Им облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также в середине XX века — подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская».
За время сооружения Исаакиевского собора, в 1818—1858 годах, мраморные разработки неоднократно посещал архитектор Огюст Монферран. В 1846 году, после постройки вододействующего пильного и шлифовального завода и организации производства извести из осколков мрамора, количество рабочих, занятых на ломках, достигло 800 человек.
В 1939—1947 годах карьер не действовал. Производство на мраморно-известковом заводе было возобновлено в 1947 году и действовало до начала 1990-х годов. Производилась добыча мрамора в блоках в небольшом количестве, а также мрамора для производства извести, декоративной крошки, известковой муки и щебня разных фракций.
В 1998 году главный карьер мраморных ломок принят на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия.
В 1999 году главный карьер мраморных ломок включен в международный туристский маршрут «Голубая дорога».